ИСТОРИЯ МОДЫ

Etro. Milano Moda Donna SS 14
Etro. Milano Moda Donna SS 13
Etro. Milano Moda Donna SS 14
1 из

Пейсли, или восточный огурец, сказочный орнамент, прочно закрепивший свои позиции на модных подиумах мира.

Фасоны, формы, силуэты – из года в год дизайнеры повторяют друг друга. Что же дает им возможность выделиться на фоне других брендов? Затейливые неповторимые узоры или орнаменты. Особо место среди них занимает узор пейсли, иначе индийский или восточный огурец, слеза Аллаха, персидский кипарис, бута.

Разнообразие узоров пейсли впечатляет, сам орнамент состоит из ярких повторяющихся каплеобразных элементов, расположенных в одном направлении, или зеркально отраженных или хаотично разнесенных по поверхности, декорированных растительными и графическими фигурами.

Что же символизирует пейсли? По разным мнениям, пейсли изображает цветок, завязь, огурец, зародыш, проросший боб и таким образом символизирует плодородие, богатство. С другой точки зрения, «бута» (с санскрита «огонь») несет в себе мужество, силу. Но единой трактовки не существует, так же как и неизвестно точно, откуда он берет свое начало: из Персии, Ирана, Индии, Пакистана или Азербайджана. Но известно, что уже в III-VII веках во времена правления династии Сасанидов в Иране пейсли приобрел многообразие пестрых узорных и цветовых форм.

В Европу ткани с персидским узором привезли английские колонисты: кашемировые шали с Востока, декорированные «огурцом», были самым почетным и дорогим подарком. В XIX веке в Англии и Шотландии началось широкое производство текстиля с «бутом», особую популярность приобрел город Paisley, который и дал современное название паттерну. Производство продолжалось порядка 50 лет, но после этого орнамент ушел в забвение.

Новую жизнь пейсли получил в 60e годы благодаря своей психоделической пестроте. Галстук пейсли стал невероятно популярен и до сих пор не сдает своих позиций. «The Beatles» популяризировали орнамент после поездки в Индию, а John Lennon приобрел Rolls-Royce, декорированный восточным мотивом.

В наше время пейсли на пике своей популярности, но все-таки орнамент стал визитной карточкой только одного модного дома – Etro, начиная с 1981 года и по сей день Jimmo Etro создает одежду, обувь и аксессуары с этим мотивом.

Helga Morozovsky

Комментарии

comments

Яндекс.Метрика